13 декабря в «Библио-Глобусе» состоялась презентация проекта «Российская империя» известного журналиста, автора многочисленных документальных работ Леонида Парфенова.

Отвечая на многочисленные вопросы участников презентации, Леонид Парфенов в первую очередь ввел читателей в суть нового проекта, в четких формулировках изложив свою авторскую позицию и задачи.

Об особенностях книжного проекта

Наш проект называется «Российская империя». Крупнейшее издательство страны приобрело у НТВ права на выпуск книжной версии телепроекта, но было бы странно заниматься популяризацией истории, или, избави Боже, создавать альтернативный учебник. Мы остались в рамках той задачи, которая стояла в телеверсии: проект - это очерки с опорой на эманацию исторического места, которое еще можно почувствовать, которое может привлечь и заинтересовать сегодня. Первоначально в фильме это были комментарии на месте событий, скучно ведь показывать истории с видеорядом из одних гравюр, нужно привязать рассказ к чему-то сегодняшнему, чтобы почувствовать – история жива.

В книжном проекте эти стендапы, эти выезды на место превращены в своеобразные путеводители с GPS-координатами, с объяснениями для путешествующих – что смотреть, как проехать, информация о парковках и проч. Здесь много любопытного – например, о городке Спа, или об Интернет-кафе в Амстердаме, где когда-то был анатомический театр, где препарировали трупы, и Петр I был рад тому поучиться.

Я, например, несметное количество людей отправил в Дармштадт, есть такой городок по пути во Франкфуртский аэропорт, из которого родом «две с половиной» русских царицы: первая жена Павла I, жена Александра II и жена Николая II. Если выехать в аэропорт на час раньше, можно посмотреть, что за город такой, поставлявший невест к русскому двору (а сегодня там штаб-квартира фирмы «Шварцкопф» - любопытно).

Когда мы снимали фильм «Российская империя», наши соотечественники за границу ездили меньше, чаще всего «курортно», познавательный туризм не был столь распространен. Поэтому мое дело предложить, а Вы решайте сами, надо или не надо. Вот так – ежели охота, что называется.

Об истории не по учебникам

Важная вещь. Наш проект, конечно, продукт масс медиа (из масскультовских соображений в нем и GPS-координаты, и рубрика «Имя в истории»). Люди судят об истории не по учебникам, как считают у нас, – мол, как напишут там, так и будет. Люди живут стереотипами, представлениями, анекдотами, преданьями старины не слишком глубокой. Вот, например, с чего началось карикатурное восприятие Павла I – c чего вдруг пошло «Павел – придурок»? С советского кинематографа – с экранизации повести Тынянова «Поручик Киже», где Яншин изобразил таким Павла – букли, бегает, «ровняйсь!», «смирно!» - и пошло из картины в картину. Только Сухоруков недавно сыграл Павла как «русского Гамлета» - сочувственно сыграл трагическую обреченность.

О краткости исторической памяти и неизвлеченности исторических уроков

Журналистика может заниматься только тем, что по-прежнему живо - главное соображение! Журналистика – это то, что вызывает споры. Российская империя жива – для одних она ответ на первый проклятый вопрос: «Что делать?»; для других – на второй: «Кто виноват?». Одни считают, что это идеал, другие – что от этого все напасти… Но она жива, и с этим соглашаются все ее сторонники и противники, а значит, Российская империя остается предметом журналистики. Так же как предметом журналистики остается умерший 60 лет назад Сталин. По отношению к Сталину люди понимают друг друга, им больше ничего не надо – или ты считаешь, что при нем все было хорошо, и все должны бояться внутри и снаружи, или ты считаешь, что он тиран и мерзавец, напрасно потрачено время – ходили не туда, в тупик зашли. Краткость исторической памяти и неизвлеченность исторических уроков…



Добавить комментарий