Во 2 серии фильма зрители познакомятся с историей возникновения первых промышленных предприятий на Урале, который со времeн Петра I Урал считался "всероссийским заводом". Горные заводы – а на Урале их было больше 200 - использовали энергию падающей воды. Руины старинных заводов Урала с прудами и плотинами сохранились до наших дней.

Петр выделяет уральские заводы в отдельное государство, "державу" со своими собственными законами, которая подчиняется напрямую императору. Столицей этой "державы" становится город-завод Екатеринбург, основанный Татищевым по аналогии с имперской столицей, городом-портом Петербургом. В конце XVIII века заводы Урала выводят Россию в мировые промышленные лидеры.

Только самостоятельной "державе" под силу превратить реку Чусовую в главную дорогу Урала, по которой проходил сплав "железных караванов". Реку "наливали" из заводских прудов и спускали по ней караваны с грузами. До сих пор на Чусовой сохранились старинные каменные пристани и каналы – и, конечно, скалы-"бойцы", о которые разбивались заводские корабли. И все же железные караваны проиграли, в конце концов, конкурентную борьбу железным дорогам.

На Урале прошла первая "приватизация" в истории России и появились первые олигархи – заводчики Демидовы. На Невьянском заводе до сих пор стоит легендарная башня Демидовых, овеянная страшными легендами, а в карьере Высокой горы можно увидеть демидовские шахты – свидетельство бесчеловечного отношения заводчиков к своим рабочим.

При каждом заводе было свое войско из уральские казаков, организованное для усмирения башкир, чьи земли захватили заводчики. Башкирские бунты сливались с бунтами русских крестьян, которых приписывали к заводам для подсобных работ.
В начале 70-х годов 18 века на Урале вспыхивает пожар пугачевщины. Земледельцы – башкиры и русские крестьяне убивали заводских рабочих и сжигали заводы. Самой жестокой стала схватка рабочих и крестьян на демидовском заводе в поселке Старая Утка. Это была настоящая гражданская война – первая в истории России.



Добавить комментарий