"От природы у русских на красоту взгляд европейский. Иван Цветаев, поповский сын из деревни во Владимирской губернии, основал нынешний Музей изобразительных искусств, сетуя: "Несчастная мы страна! У нас своей античности нет!" Чтобы следующие "иваны" из деревень знали, что мы тоже из европейского культурного корня, Цветаев собрал богатейшую коллекцию слепков от Древних Афин до флорентийского Возрождения. А купеческие сыновья Иван Морозов и Сергей Щукин оказались первыми ценителями авангарда – от них у нас роскошные собрания Гогена, Матисса, Сезанна, Пикассо. О них, об этой традиции и о том, как она выживала во времена гонений – наш фильм". (Л.Парфенов).

Памятные исторические сцены воссозданы на экране благодаря именитым актерам, а мировые шедевры в буквальном смысле слова оживают в попытке передать зрителю то впечатление, которое они производили на своих самых первых покупателей – русских меценатов, сумевших увидеть в низ сто лет назад то, что мало кто видел.

Фильм, как всегда у Парфенова, погружает зрителя в описываемое время и события, максимально и ярко детализирован. Используется компьютерная технология "оживления" известных картин и совмещения изображений, созданных художниками, с реальной натурой, вдохновившей их на работу. Известные почти каждому вещи в фильме подаются так, будто узнаешь об этом впервые. Одновременно в фильме используется огромное количество материалов, о которых мало кому было известно или во всяком случае хорошо забыто.

И, конечно, большое внимание уделено людям, познакомившим Россию с современным искусством. От поповского сына и профессора Московского университета Ивана Цветаева, мечтавшего о создании музея в качестве "учебного пособия" для изучающих классическое искусство до выходцев из старообрядческих купеческих семейств Ивана Морозова и Сергея Щукина, создавших из ничего уникальные и богатейшие собрания "нового искусства". От фабриканта Юрия Нечаева-Мальцова, финансировавшего строительство и самую первую экспозицию музея, до гениального русского инженера Владимира Шухова, создавшего революционный по тем временам стеклянный купол 2-го этажа музея. От Анри Матисса, Пабло Пикассо и Марка Шагала, чье творчество было связано с Россией и зародило интерес к современному искусству в этой стране, до самых первых посетителей Пушкинского музея – императора Николая II с царским семейством и истопника директора музея.

В фильме снялось немало очень известных и популярных в стране актеров. Скажем, Олег Табаков создал образ Ивана Цветаева, а Евгений Миронов – Николая II. Удивительно, что в роли Пабло Пикассо блистательно выступил… Владимир Познер.

Съемки фильма проходили в Москве, Париже (у бывших плавучих прачечных на Монмартре, где на рубеже 19-20 веков обитала нищая богема, на Rue Lafitte, где торговал картинами Амбруаз Валлар – в этой лавке устраивались самые первые персональные выставки-продажи Ван Гога, Гогена, Сезана, Матисса, Пикассо), в деревне Полибино (усадьба Нечаева-Мальцова), в селе Дроздово близ Шуи (где учился на медные гроши попович Цветаев), в Твери (Морозовские казармы), во французском Валлорисе (которому Пикассо подарил своего "мальчика с ягненком") и во множестве других мест.

Часть первая:

Часть вторая:


Добавить комментарий