Это не жизнеописание, это — история про Ефремова, одного из главных героев советского кино, и Ефремова, одного из великих советских режиссеров.

В кино его типаж уникален. Абсолютно положительный персонаж! Я считаю, что социализм с человеческим лицом — это социализм с лицом Ефремова. Он показал, что советский человек может быть просто хорошим. Даже ничего не свершая. Его герои — безотчетно хорошие. В смысле — непонятно, чем, почему. Вспомните «Мама вышла замуж», «Три тополя на Плющихе»... Что он там сделал? Ну, посадил женщину в такси, довез. Никаких поступков не совершил. И при этом лучше человека в советском кино, наверно, не было.

Мы говорим и об этом типе характера, и даже о типе лица, на котором достаточно было чему-то просто промелькнуть. Мы без слов понимаем, что он хотел сказать. Помните момент в фильме «Три тополя на Плющихе», когда он крутит ручку приемника и не находит то, что искал, а героиня Дорониной вдруг начинает петь «Нежность»? Он ведь не сказал: «О, это та самая песня!», и ничего не сделал, это как-то на его лице проявилось, и мы поняли: именно в этот момент между ними ниточка завязалась.

«Большевики», «Так победим!» — это попытка Ефремова сделать честный спектакль про партию. Про правду идеи. И зрители в конце вставали и хором пели Интернационал. Согласитесь, неожиданно даже для того времени. Не так много советских людей готовы были собираться вечером, чтобы попеть Интернационал. А на его спектакле пели.

Мы с Михаилом Ефремовым поездили по разным домам, где он с семьей в свое время жил. И Михаил, например, рассказывал, что во дворе дома на Ленинградском проспекте у них стояла такая же точно «Волга», как в фильме «Три тополя на Плющихе». И если она ломалась, Ефремов чинил ее в таксопарке. Потому что он, конечно, был заслуженным таксистом Советского Союза.



Добавить комментарий